КОНТРОЛЬНО-НАДЗОРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Контроль за обеспечением качества образования – деятельность уполномоченных контролирующих (надзорных) органов (Департамента контроля качества образования Министерства образования, местных исполнительных и распорядительных органов) по проверке соответствия образования образовательному стандарту, учебно-программной документации образовательных программ, иным требованиям, предусмотренным Кодексом Республики Беларусь об образовании и иными актами законодательства, образовательной и иной деятельности учреждения образования, иной организации, индивидуального предпринимателя, осуществляющих образовательную деятельность, требованиям законодательства об образовании.

Контроль за обеспечением качества образования осуществляется в соответствии с законодательством о контрольной (надзорной) деятельности.

Критерии оценки степени риска для отбора проверяемых субъектов при проведении выборочной проверки в сфере контроля за обеспечением качества образования

Критерии оценки степени риска для отбора проверяемых субъектов при проведении выборочной проверки в сфере контроля за выполнением лицензиатами законодательства о лицензировании, лицензионных требований осуществления образовательной деятельности

 

Типичные нарушения законодательства об образовании

По результатам проверок, мониторингов и иных контрольно-аналитических мероприятий следует выделить следующие характерные нарушения законодательства об образовании, допускаемые субъектами хозяйствования частной формы собственности (далее – субъекты), в рамках оказания образовательных услуг:

субъекты продолжают организовывать работу «мини-детских садов» и (или) групп кратковременного пребывания детей (с 2-ух лет, проведением занятий (развитие речи, рисование, математика, окружающий мир, подготовка к школе и т.п.), а также предоставлением питания;
не выполняются требования части второй статьи 26 Кодекса Республики Беларусь об образовании (далее – Кодекс об образовании), а именно, субъекты хозяйствования, как иные организации, осуществляющие образовательную деятельность, не уведомляют структурные подразделения об осуществлении на территории административно-территориальной единицы образовательной деятельности;

Справочно: Иные организации, индивидуальные предприниматели, осуществляющие образовательную деятельность, уведомляют местные исполнительные и распорядительные органы, осуществляющие контроль за обеспечением качества образования, по месту их нахождения об осуществлении и прекращении осуществления ими образовательной деятельности, кроме лицензируемой деятельности, образовательной деятельности при реализации образовательных программ дополнительного образования взрослых, указанных в подпунктах 1.2 и 1.3 пункта 1 статьи 252  Кодекса об образовании. Ответственность за непредставление сведений, когда обязанность их представления предусмотрена законодательными актами, предусмотрена статьей 24.11 КоАП.

 

в уставах субъектов не указан порядок организации образовательного и воспитательного процессов, что не соответствует пункту 5 Правил безопасности организации образовательного процесса, организации воспитательного процесса при реализации образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи, утвержденных постановлением Министерством образования Республики Беларусь от 03.08.2022 № 227;

Справочно: 5. Учреждения, на базе которых реализуется образовательная программа дополнительного образования детей и молодежи, действуют на основании устава, в котором указывается порядок организации образовательного, воспитательного процессов. Согласно пункту 2 Правил безопасности, - настоящие Правила распространяются на обучающихся, осваивающих образовательную программу дополнительного образования детей и молодежи, в учреждениях дополнительного образования детей и молодежи, а также в учреждениях дошкольного образования, учреждениях общего среднего образования, учреждениях профессионально-технического и среднего специального образования, учреждениях высшего образования, учреждениях специального образования, воспитательно-оздоровительных учреждениях образования, социально-педагогических учреждениях, специальных учебно-воспитательных учреждениях, специальных лечебно-воспитательных учреждениях, иных организациях (далее - учреждения, на базе которых реализуется образовательная программа дополнительного образования детей и молодежи).

 

не выполняются требования пункта 4 статьи 51 Кодекса об образовании. Так, в отношении лиц, принимаемых на работу на должности педагогических работников, при заключении гражданско-правового договора на осуществление педагогической деятельности, не осуществляются запросы из единого государственного банка данных о правонарушениях;

Справочно: При приеме на работу на должности педагогических работников, заключении гражданско-правового договора на осуществление педагогической деятельности иная организация, осуществляющая образовательную деятельность, которые заключают гражданско-правовые договоры на осуществление педагогической деятельности, наниматель, обязаны запрашивать в отношении лиц, с которыми они заключают соответствующий договор, из единого государственного банка данных о правонарушениях сведения о неснятой и непогашенной судимости, а в случаях, предусмотренных законодательными актами, – о совершенных ими преступлениях вне зависимости от снятия или погашения судимости либо прекращения уголовного преследования по основаниям, предусмотренным пунктами 3 или 4 части первой статьи 29 Уголовно-процессуального кодекса Республики Беларусь.

 

не выполняются требования к порядку зачисления (статьи 58 и 59 Кодекса об образовании) и отчисления обучающихся (пункт 1 статьи 68 Кодекса об образовании), выдаче документов об обучении (статьи 91 и 93 Кодекса об образовании (при реализации образовательной программы обучающих курсов). Как пример, порядок оказания платных услуг, а также взаимные права, обязанности и порядок взаимоотношений определяются публичным договором, что не соответствует положениям подпункта 2.7. пункта 2 статьи 59 Кодекса об образовании

Справочно: Типовая форма договора об оказании услуг при реализации образовательных программ на платной основе установлена в приложении 10 постановления Минобразования от 09.09.2022 № 297 «О типовых формах договоров в сфере образования». Несоответствие заключенного договора утвержденной форме нарушает права физического (обучающегося или его законного представителя) как потребителя услуги, что может повлечь ответственность в силу положений главы 4 «Защита прав потребителя при выполнении работ (оказании услуг)» Закона Республики Беларусь «О защите прав потребителей». В силу части первой статьи 13.11 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее - КоАП) нарушение законодательства о торговле и общественном питании, оказании услуг населению влечет наложение штрафа в размере до 10 базовых величин

 

программы объедения по интересам не согласовываются со структурными подразделениями, что не соответствует положениям части четвертой пункта 7 статьи 235 Кодекса об образовании;

Справочно: Программы объединений по интересам с базовым уровнем изучения образовательной области, темы, учебного предмета или учебной дисциплины утверждаются руководителем учреждения образования, иной организации, осуществляющей образовательную деятельность, реализующих образовательную программу дополнительного образования детей и молодежи, по согласованию с его учредителем (для государственных учреждений образования), со структурным подразделением местного исполнительного и распорядительного органа, осуществляющего государственно-властные полномочия в сфере образования по месту реализации образовательной программы (для частных учреждений образования и иных организаций), в порядке, определяемом Министерством образования. Порядок согласования иными организациями программ объединений по интересам с базовым уровнем изучения образовательной области, темы, учебного предмета или учебной дисциплины определен пунктом 38 Положения об учреждении дополнительного образования детей и молодежи.

 

не выполняются положения, предусмотренные статьями 17 и 87 Кодекса об образовании, в части планирования и организации воспитательной работы с обучающимися, осваивающими содержание образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи и образовательной программы дополнительного образования взрослых. Указанная документация субъектами не ведется;
субъектами не создаются комиссии по разрешению конфликта интересов педагогического работника, что не соответствует части второй пункта 1 статьи 35 Кодекса об образовании;

Справочно: Комиссия по разрешению конфликта интересов педагогического работника создается в учреждении образования, организации, реализующей образовательные программы научно-ориентированного образования, иной организации, у индивидуального предпринимателя, осуществляющих образовательную деятельность.

 

не выполняются требования, предусмотренные подпунктами 3.3. пункта 3 статьи 35 Кодекса об образовании, в части соблюдения санитарно-эпидемиологических требований.

Типичные нарушения законодательства об образовании при осуществлении образовательной деятельности в части обучения иностранному языку

 

Для субъектов хозяйствования, осуществляющих образовательную деятельность

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 28 июня 2024 г. № 457 «О видах индивидуальной предпринимательской деятельности» 

Об уведомлении об осуществлении (прекращении) образовательной деятельности
Пунктом 4 статьи 26 Кодекса Республики Беларусь об образовании установлена обязанность иных организаций, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность, уведомлять местные исполнительные и распорядительные органы, осуществляющие контроль за обеспечением качества образования, по месту их нахождения об осуществлении и прекращении ими образовательной деятельности.
Министерством образования разработана примерная форма уведомления о начале и (или) прекращении образовательной деятельности, образец заполнения формы уведомления.
Обращаем внимание, что иные организации, индивидуальные предприниматели уведомляют об осуществлении и прекращении образовательной деятельности в части реализации образовательных программ.
Не требуется уведомление иными организациями об осуществлении ими лицензируемой деятельности, реализации образовательной программы стажировки руководящих работников и специалистов и образовательной программы специальной подготовки, необходимой для занятия отдельных должностей служащих.

 

Виды образовательных программ дополнительного образования взрослых для индивидуальных предпринимателей
Виды образовательных программ дополнительного образования взрослых закреплены в статье 248 Кодекса об образовании.

В соответствии с пунктом 4 статьи 252 Кодекса об образовании индивидуальные предприниматели, осуществляющие образовательную деятельность, могут реализовывать следующие образовательные программы дополнительного образования взрослых:
образовательную программу обучающих курсов (лекториев, тематических семинаров, практикумов, тренингов, офицерских курсов и иных видов обучающих курсов);
Справочно: образовательная программа обучающих курсов (лекториев, тематических семинаров, практикумов, тренингов, офицерских курсов и иных видов обучающих курсов) – образовательная программа, направленная на удовлетворение познавательных потребностей в определенной сфере профессиональной деятельности или области знаний.

образовательную программу курсов целевого назначения;
Справочно: образовательная программа курсов целевого назначения – образовательная программа, направленная на формирование компетенций в определенной сфере профессиональной деятельности, изучение новой техники, оборудования, материалов, технологических процессов, прогрессивных форм организации труда, правил технической эксплуатации оборудования, требований по охране труда, вопросов, связанных с повышением качества продукции, и других вопросов, направленных на решение конкретных технических, экономических и иных задач.

образовательную программу совершенствования возможностей и способностей личности.
Справочно: образовательная программа совершенствования возможностей и способностей личности – образовательная программа, направленная на нравственное, культурное и физическое развитие личности, формирование навыков, необходимых в повседневной жизни.

 

Деятельность по реализации указанных образовательных программ лицензированию не подлежит, процедура государственной аккредитации (подтверждения государственной аккредитации) индивидуальных предпринимателей, их реализующих, законодательством об образовании не предусмотрена.

Образовательный процесс при реализации образовательной программы обучающих курсов организуется в соответствии с Кодексом об образовании и Положением об обучающих курсах дополнительного образования взрослых, постановлением Минобразования от 09.09.2022 № 296 «Об утверждении Положения об обучающих курсах дополнительного образования взрослых» (далее – Положение об обучающих курсах).

В соответствие с абзацем третьим пункта 4 статьи 51 Кодекса об образовании индивидуальный предприниматель обязан потребовать, а лицо, с которым заключается трудовой договор, гражданско-правовой договор на осуществление педагогической деятельности, обязано представить выписку из единого государственного банка данных о правонарушениях.

Согласно статье 26 Кодекса об образовании индивидуальные предприниматели, осуществляющие образовательную деятельность, обязаны уведомлять местные исполнительные и распорядительные органы, осуществляющие контроль за обеспечением качества образования, по месту их нахождения об осуществлении и прекращении осуществления ими образовательной деятельности, кроме лицензируемой деятельности, образовательной деятельности при реализации образовательных программ дополнительного образования взрослых, указанных в подпунктах 1.2 и 1.3 пункта 1 статьи 252 Кодекса.

В соответствии с пунктом 11 Положение об обучающих курсах со слушателями, осваивающими содержание образовательной программы обучающих курсов на платной основе, должен заключаться договор об оказании услуг при реализации образовательных программ на платной основе. 
Справочно: Типовая форма договора об оказании услуг при реализации образовательных программ на платной основе установлена в приложении 10 постановления Минобразования от 09.09.2022 № 297 «О типовых формах договоров в сфере образования». Несоответствие заключенного договора утвержденной форме нарушает права физического (обучающегося или его законного представителя) как потребителя услуги, что может повлечь ответственность в силу положений главы 4 «Защита прав потребителя при выполнении работ (оказании услуг)» Закона Республики Беларусь «О защите прав потребителей». В силу части первой статьи 13.11 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее - КоАП) нарушение законодательства о торговле и общественном питании, оказании услуг населению влечет наложение штрафа в размере до 10 базовых величин.

Пунктом 13 Положение об обучающих курсах предусмотрено, что прием (зачисление) должны оформляться решением (приказом) индивидуального предпринимателя, осуществляющих образовательную деятельность.

Следует отметь, что в соответствии с подпунктом 11.1 пункта 11 статьи 91 Кодекса об образовании лицам, освоившим содержание образовательной программы обучающих курсов (лекториев, тематических семинаров, практикумов, тренингов, офицерских курсов и иных видов обучающих курсов), должен выдаваться сертификат об обучении, являющийся документом об обучении. Вместе с тем, представленные в приложении к запросу копии договоров не содержат обязанности исполнителя выдавать лицам, освоившим содержание образовательной программы обучающих курсов, сертификаты об обучении.
Справочно: Порядок заполнения документов об обучении, их учета и выдачи регламентирован Инструкцией о порядке заполнения документов об образовании, приложений к ним, документов об обучении, учета и выдачи документов об образовании, приложений к ним, золотой, серебряной медалей, документов об обучении, утвержденной постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 19.08.2022 № 274.

 

Согласно пункту 3 статьи 27 Кодекса об образовании индивидуальные предприниматели, осуществляющие образовательную деятельность, обязаны обеспечивать: 

качество образования;

разработку и утверждение в установленном порядке структурных элементов научно-методического обеспечения соответствующего образования, его совершенствование.
Справочно: Учебно-программная документация образовательной программы обучающих курсов разрабатывается индивидуальными предпринимателями, осуществляющими образовательную деятельность, реализующими образовательную программу обучающих курсов и утверждается индивидуальными предпринимателями, осуществляющими образовательную деятельность, если иное не установлено законодательными актами.

соблюдение санитарно-эпидемиологических требований;
Справочно: Санитарно-эпидемиологические требования в части требований к условиям и организации образовательного процесса, устройству и оборудованию учебных зданий (помещений) в организациях, в которых реализуется образовательная программа дополнительного образования детей и молодежи, установлены Специфическими санитарно-эпидемиологическими требования к содержанию и эксплуатации учреждений образования, утвержденными постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 07.08.2019 № 525.

создание безопасных условий при организации образовательного и воспитательного процессов;  

моральное и материальное стимулирование обучающихся, педагогических работников;

ознакомление лиц, законных представителей несовершеннолетних лиц при приеме (зачислении) со свидетельством о государственной регистрации, учредительными документами, информацией о наличии лицензии на образовательную деятельность, сертификатами о государственной аккредитации, правилами внутреннего распорядка для обучающихся, правилами внутреннего распорядка в общежитиях, иными локальными правовыми актами, содержащими права и обязанности обучающихся, а по их требованию – также с учебно-программной документацией;

содействие уполномоченным государственным органам, иным организациям в проведении контроля за обеспечением качества образования.

Согласно пункту 1 статьи 41 Кодекса об образования при осуществлении образовательной деятельности обязаны создавать условия для обеспечения охраны жизни и здоровья обучающихся в соответствии с актами законодательства. Перечень мероприятий по охране жизни и здоровья обучающихся изложен в пункте 2 статьи 41 Кодекса об образования.

Кроме того, индивидуальные предприниматели, осуществляющие образовательную деятельность, обязаны неукоснительно выполнять положения, предусмотренные статьей 17 и статьей 87 Кодекса об образовании, в части планирования и организации воспитательной работы с обучающимися, осваивающими содержание образовательных программ дополнительного образования взрослых.

 

Рекомендации по уставу организации

К общественным отношениям в сфере образования в части, не урегулированной Кодексом об образовании, применяется гражданское и иное законодательство (пункт 2 статьи 4 Кодекса об образовании).

В соответствии с пунктом 2 статьи 48 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее – Гражданский кодекс) в уставе, юридического лица должны определяться: наименование юридического лица; место его нахождения; цели деятельности;  порядок управления деятельностью юридического лица; иные сведения, предусмотренные Гражданским кодексом и законодательством о юридических лицах соответствующего вида.

Пунктом 20 Положения о государственной регистрации субъектов хозяйствования, утвержденного Декретом Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 № 1 «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования», обязательное требование для указания в уставе субъекта хозяйствования видов экономической деятельности не предусмотрено.

Вместе с тем, обращаем особое внимание, что в соответствии с пунктом 5 Правил безопасности организации образовательного процесса, организации воспитательного процесса при реализации образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи, утвержденных постановлением Минобразования от 03.08.2022 № 227 (далее – Правила безопасности), учреждения на базе которых реализуется образовательная программа дополнительного образования детей и молодежи, действуют на основании устава, в котором указывается порядок организации образовательного, воспитательного процессов.

Справочно: Правила безопасности распространяются на обучающихся, осваивающих образовательную программу дополнительного образования детей и молодежи, в учреждениях дополнительного образования детей и молодежи, а также в учреждениях дошкольного образования, учреждениях общего среднего образования, учреждениях профессионально-технического и среднего специального образования, учреждениях высшего образования, учреждениях специального образования, воспитательно-оздоровительных учреждениях образования, социально-педагогических учреждениях, специальных учебно-воспитательных учреждениях, специальных лечебно-воспитательных учреждениях, иных организациях (пункт 2 Правил безопасности).

Иная организация, которой в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность – юридическое лицо, одной из целей деятельности которого является осуществление образовательной деятельности в ходе реализации образовательных программ (подпункт 1.6 пункта 1 статьи 1 Кодекса об образовании).

Образовательная деятельность – деятельность по обучению и воспитанию, осуществляемая учреждением образования, организацией, реализующей образовательные программы научно-ориентированного образования, иной организацией, индивидуальным предпринимателем, осуществляющими образовательную деятельность, в ходе реализации образовательных программ (подпункт 1.19 пункта 1 статьи 1 Кодекса об образовании). 

Образовательная программа – совокупность документации, регламентирующей образовательный процесс, и требований к условиям, необходимым для получения в соответствии с ожидаемыми результатами определенного уровня основного образования или определенного вида дополнительного образования, а также специального образования (подпункт 1.20 пункта 1 статьи 1 Кодекса об образовании).

Образовательный процесс – обучение и воспитание, организованные учреждением образования, организацией, реализующей образовательные программы научно-ориентированного образования, иной организацией, индивидуальным предпринимателем, осуществляющими образовательную деятельность, в целях освоения обучающимися содержания образовательных программ;

Виды образовательных программ, требования к организации образовательного процесса при их реализации установлены Кодексом об образовании, иными нормативными правовыми актами, регулирующими общественные отношения в сфере образования.


О группах продленного дня

В соответствии с пунктом 3 статьи 139 Кодекса об образовании время пребывания воспитанников в учреждении образования, иной организации, у индивидуального предпринимателя, осуществляющих образовательную деятельность, при освоении содержания образовательной программы дошкольного образования определяется учредителем в соответствии с запросами законных представителей воспитанников и может составлять от 2 до 7 часов, 10,5 часа, 12 часов, 24 часа.

На основании пункта 31 Положения об учреждении дошкольного образования, утвержденного постановлением Минобразования от 04.08.2022 № 230, если время пребывания воспитанников составляет от 2 до 7 часов ежедневно, несколько дней в неделю, месяц, год, то могут создаваться группы кратковременного пребывания при условии соблюдения санитарно-эпидемиологических требований. Следует обратить внимание, что указанное положение, в части организации образовательного процесса и приема (зачисления) лиц для получения дошкольного образования, распространяет свое действие и на иные учреждения образования, реализующие образовательную программу дошкольного образования, иные организации, индивидуальных предпринимателей, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность, реализующих образовательную программу дошкольного образования.

Уход (присмотр) за воспитанниками учреждений дошкольного образования как организационно-правовая форма не установлен.

Вместе с тем, обращаем внимание, что основной вид экономической деятельности определяется субъектами хозяйствования, в том числе индивидуальными предпринимателями, самостоятельно на основе Общегосударственного классификатора Республики Беларусь ОКРБ 005-2011 «Виды экономической деятельности» (далее – ОКЭД), утвержденного постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 05.12.2011 № 85.

В соответствии с ОКЭД, деятельность по реализации образовательной программы дошкольного образования, обеспечивающей воспитание и обучение детей (детские сады, дошкольные центры развития ребенка и т. д.) относится к секции Р «Образование», разделу 85 «Образование», подкласс 85100 «Дошкольное образование», что и является основным критерием отнесения деятельности к «Дошкольному образованию».

Деятельность по дневному уходу за детьми, включая дневной уход за детьми-инвалидами и услуги нянь для детей относится к секции Q «Здравоохранение и социальные услуги», разделу 88 «Предоставление социальных услуг без обеспечения проживания», подкласс 88910 «Дневной уход за детьми». Данный раздел включает предоставление социальных услуг, не требующих проживания в организациях, оказывающих социальные услуги, или требующих нахождения в таких организациях в течение определенного времени суток, оказание социальных услуг в домашних условиях, а также оказание в неотложном порядке социальных услуг гражданам, попавшим в ситуацию, угрожающую их жизни и здоровью. Деятельность направлена на оказание социальных услуг постоянного или разового характера в течение определенного времени суток. Так, ОКЭД определено, что подкласс «Дошкольное образование» исключает деятельность по дневному присмотру за детьми, которая классифицируется в подклассе 88910 «Дневной уход за детьми».

Согласно пункту 16 статьи 150 Кодекса об образовании в учреждениях образования, реализующих образовательные программы общего среднего образования, для оказания помощи семье в обучении и воспитании учащихся, развития у них творческих способностей могут открываться группы продленного дня (далее – ГПД) для учащихся I–IX классов, положение о которых утверждается Минобразования.

Таким образом, ГПД открываются в учреждениях образования, которые могут функционировать только при получении соответствующей лицензии.

Порядок деятельности ГПД учреждений образования, реализующих образовательные программы общего среднего образования, определяется Положением о группах продленного дня учреждений общего среднего образования, реализующих образовательные программы общего среднего образования, утвержденным постановлением Минобразования от 04.07.2022 № 161 (далее – Положение о группах продленного дня).

Положением о группах продленного дня определено, что ГПД функционируют в соответствии с режимом ГПД, утвержденным руководителем учреждения образования.